Ценность сферы личной жизни
В обществе без стабильности и идеологии, в чуждой среде с разорванными связями сфера личной жизни остается единственной соломинкой, за которую хватается зацикленный на себе индивидуум, потерявший надежду реализоваться в общении с коллегами, сослуживцами и друзьями. Но и последняя возможность стабильных отношений — любовь — является очень проблематичной в современном мире, так как при решении данного вопроса возникает проблема: насколько биография одного человека соприкоснется с биографией другого.
Итак, разочарование и лишение иллюзий привели к закрытости литературы, к тому, что она решению общественных проблем предпочла проблемы личные. Жанры биографий и автобиографий начинают занимать главенствующие позиции. Мир рассматривается сквозь призму собственного «я». Литература становится медиумом, она помогает человеку найти самого себя, найти понимание в своем кругу, нащупать траекторию развития личной жизни и как-то реализоваться. «Поиски», «исследования» характерны для этого периода развития литературы. Эстетика традиционной литературы отходит на задний план. Образ времени, жизнь и творчество становятся взаимообусловливаемы-ми. Под вопрос ставится неоспоримость документального факта, автобиографии, дневника или протокола, представленного в произведении.
Надвигающийся апокалипсис и кризис сознания личности, обусловленный инфантильностью, образуют смысловую концепцию романов. В последнее время человек все больше погружается в глобальный кризис, явившийся следствием отношения индивидуума к возникшим в результате его деятельности вещам и явлениям. Эту особенность современного кризиса Мартин Бу-бер в частности называет отставанием человека от своих творений: «Человек больше не в состоянии совладать с созданным им самим миром, который становится сильнее его, он освобождается от него, он противостоит ему в элементарной независимости...»27
Серийность компьютерной культуры стала одним из основных двигателей культуры постмодернизма. Появились книги, строящиеся на сюжетах компьютерных игр. Интернет в свою очередь давно уже стал восприниматься как реальность, а реальность как отражение Интернета. Он практически стал символом постмодернистской эстетики.
Игра имеет смысл, если следует конструктивным правилам, она же приводит в действие способность текста порождать различные трактовки, не исключающие друг друга.
Обращаясь к компьютерной поэтике, авторы способствуют тому, чтобы новая литература наконец-то заняла место в современном пространстве и начала что-то значить. А для этого в первую очередь она должна вступить в отношения с масс-медиа. При этом она должна делать то, что в состоянии делать последние, а именно: изображать мир и историю его развития без учета экономических и коммерческих тенденций. Тем самым писатели снова обретут авторитет и доверие, и литература возьмет на себя ответственность за дальнейшую трансформацию языка.