Возрождение фестивальной деятельности
В начале 70-х, после трагических событий в Калифорнии, фестивальный бум утих, но фестивали не умерли. Идея оказалась на удивление живучей, плодотворной и принесла обильный урожай. И несмотря на то что содержательная и ценностная стороны феномена претерпели кардинальные изменения, эстетика и мировоззрение последующих эпох вписались в его контекст удивительно легко и органично. Тем не менее я сделала наблюдение, что если условно выделить внутри рок-фестиваля два аспекта — хеппенинг, как он понимался в психоделические 60-е, и галаконцерт, то можно ясно наблюдать тенденцию, при которой хеппенинг, игравший ведущую роль в американских рок-фестивалях 60-х годов, к 80-м постепенно отступает на второй план и уступает место концерту.
То есть, другими словами, если Вудсток был в первую очередь декларацией идей и образа жизни хиппи — точнее, одной из форм декларации, — и главным героем в нем была огромная толпа зрителей, то «Monsters of Rock» — это в первую очередь коммерческое предприятие, и зритель здесь скорее потребитель, чем соучастник и соавтор. Рок-фестивали коммерциализировались, стали частью шоу-бизнеса. Веселый праздник, соединяющий в себе развлечение, игру и удовлетворявший потребность молодежи 60-х творить, превратился в бремя для устроителей, да и в какой-то степени для зрителей.
Сейчас, при выходе в Интернет и попытке набора в поисковике слова «рок-фестиваль», сразу обращает на себя внимание тот факт, что американские фестивали конца 60-х годов абсолютно обойдены вниманием. Тем не менее в 70-е годы фестивали стали носителями совершенно другой культуры и эстетики, и эта традиция закрепилась до наших дней. Рок стал индустрией, а фестивали — ее частью. Претерпела кардинальные изменения и сама концепция рока. Актуальность культуры и идеологии «поколения цветов» постепенно начала уменьшаться, бывшие хиппи выросли, научились зарабатывать деньги и жить в ладу с законом и обществом, в свою очередь превратившись в рефлексирующее поколение старших. Некоторые, наиболее яркие элементы культуры хиппи вошли в моду, и тем самым был нивелирован весь заключавшийся в них протест; другие, менее заметные, — наоборот, потеряли свою притягательность для широкого круга молодых людей. Настало время иных культур и продиктованных ими иных моральных ценностей. Идеалы мира, любви и нестяжания уступили место более приземленному и прагматичному мировоззрению. После крушения идеалов психоделической революции появилось, с одной стороны, множество новых направлений в рок-музыке и, с другой — образовалось масса тусовок внутри рок-культуры.