Фантастические сериалы......................... 01 Мультсериалы.......................................... 04
Западные сериалы................................... 02 Наши сериалы.......................................... 05
Латиноамериканские сайты..................... 03 КВН........................................................... 06
Введите название фильма
Подарочные сертификаты..................... 07
Подарочная упаковка............................. 08
Дисконтные карты.................................. 09
Архив........................................................ 10
Новинки:
Наши плюсы:
Наши плюсы:
  • Гарантии самых низких цен и самого высокого качества!
  • Промо-Акции и сезонная распродажа, скидки на телесериалы и сериалы dvd! Скидки для Постоянных Клиентов, сезонные скидки(суммируются)
  • Круглосуточная работа и консультации без выходных/праздников (24/7)
  • Гибкий персональный подход к запросам Покупателя
  • Гарантия 3 года
  • КАК СТАНДАРТНЫЕ, ТАК И ПОДАРОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ (оригинальная упаковка)

Ваши Мечты Сбываются!

популярное:

Сериал «4400» ........................ купить »
Сериал «Остаться в живых» .... купить »
Сериал «Побег из тюрьмы» .... купить »
Сериал «Клава Давай» ........... купить »

Этнографические концерты 1966-2000-х годов

Культурное простКультурное пространство России на протяжении трех последних столетий характеризовалось противостоянием города, ориентированного на европейскую культуру, чутко улавливавшего все новое, авангардное, приходящее с Запада, и деревни, сохранявшей старые традиции и многие элементы архаического мировоззрения. Напряжение, возникающее между этими двумя полюсами, определило постоянные изменения в отношении города к деревенской культуре. Краткие всплески бурного интереса городской интеллигенции ко всему «исконному», «истинно русскому» чередовались с долгими периодами неприятия и забвения.

Эпохой такого «охлаждения» стали первые пять десятилетий советской власти, что во многом было продиктовано отношением советского государства к крестьянству. Видя прямую угрозу успешному продвижению своей идеологии в прочном патриархальном укладе сельской общины, властные структуры стремились разрушить его. В этой борьбе использовались различные способы воздействия — от репрессий, которым было подвергнуто крестьянство в годы коллективизации, до дискредитации сельского образа жизни в послевоенный период. В те годы, когда волна патриотизма могла бы способствовать возрождению интереса к национальным традициям, был создан и растиражирован образ отсталой, малокультурной, примитивной «дярёвни», в результате чего люди стали стесняться своего сельского происхождения и отвергать все, что могло напомнить о нем.

Традиционная культура в советскую эпоху разделяла судьбу своих носителей. Отголоски этого фольклористы-собиратели могли наблюдать еще в 1970-е годы, когда сельские жители стеснялись петь старинные песни: «Скажут, что пьяные!». Что же касается горожан, то у поколения, рожденного при советской власти, было воспитано крайне негативное отношение к народной песне. Не последнюю роль в этом сыграли государственные народные хоры с их псевдотрадиционным репертуаром, создававшие фальшивый образ счастливого колхозного крестьянства.

Подлинное звучание русских народных песен было прочно забыто широкими кругами городского общества, и лишь узкий круг ученых-фольклористов имел о нем представление. Такая ситуация сложилась к началу 1960-х годов. Однако в те последние годы хрущевской «оттепели» маятник отношения общества к народной культуре резко качнулся в противоположную сторону. Недоверие к официальной пропаганде, долгие годы скрывавшей от народа истинное положение дел в стране, привело многих представителей творческой интеллигенции к открытию для себя неизвестных или забытых культурных ценностей.

Одним из результатов такого «нео-ренессанса» стал романтический интерес к русской старине, воплотившийся в музыке и литературе «новой фольклорной волны», в зарождении общественного движения по реставрации памятников древнерусской архитектуры, в модном в те годы увлечении коллекционированием икон и т. д.1 В кругу этих явлений стоят и этнографические концерты с участием деревенских певцов и инструменталистов, после полувекового перерыва возвратившиеся в музыкальную жизнь Москвы.ранство России на протяжении трех последних столетий характеризовалось противостоянием города, ориентированного на европейскую культуру, чутко улавливавшего все новое, авангардное, приходящее с Запада, и деревни, сохранявшей старые традиции и многие элементы архаического мировоззрения. Напряжение, возникающее между этими двумя полюсами, определило постоянные изменения в отношении города к деревенской культуре. Краткие всплески бурного интереса городской интеллигенции ко всему «исконному», «истинно русскому» чередовались с долгими периодами неприятия и забвения.

Эпохой такого «охлаждения» стали первые пять десятилетий советской власти, что во многом было продиктовано отношением советского государства к крестьянству. Видя прямую угрозу успешному продвижению своей идеологии в прочном патриархальном укладе сельской общины, властные структуры стремились разрушить его. В этой борьбе использовались различные способы воздействия — от репрессий, которым было подвергнуто крестьянство в годы коллективизации, до дискредитации сельского образа жизни в послевоенный период. В те годы, когда волна патриотизма могла бы способствовать возрождению интереса к национальным традициям, был создан и растиражирован образ отсталой, малокультурной, примитивной «дярёвни», в результате чего люди стали стесняться своего сельского происхождения и отвергать все, что могло напомнить о нем.

Традиционная культура в советскую эпоху разделяла судьбу своих носителей. Отголоски этого фольклористы-собиратели могли наблюдать еще в 1970-е годы, когда сельские жители стеснялись петь старинные песни: «Скажут, что пьяные!». Что же касается горожан, то у поколения, рожденного при советской власти, было воспитано крайне негативное отношение к народной песне. Не последнюю роль в этом сыграли государственные народные хоры с их псевдотрадиционным репертуаром, создававшие фальшивый образ счастливого колхозного крестьянства.

Подлинное звучание русских народных песен было прочно забыто широкими кругами городского общества, и лишь узкий круг ученых-фольклористов имел о нем представление. Такая ситуация сложилась к началу 1960-х годов. Однако в те последние годы хрущевской «оттепели» маятник отношения общества к народной культуре резко качнулся в противоположную сторону. Недоверие к официальной пропаганде, долгие годы скрывавшей от народа истинное положение дел в стране, привело многих представителей творческой интеллигенции к открытию для себя неизвестных или забытых культурных ценностей.

Одним из результатов такого «нео-ренессанса» стал романтический интерес к русской старине, воплотившийся в музыке и литературе «новой фольклорной волны», в зарождении общественного движения по реставрации памятников древнерусской архитектуры, в модном в те годы увлечении коллекционированием икон и т. д.1 В кругу этих явлений стоят и этнографические концерты с участием деревенских певцов и инструменталистов, после полувекового перерыва возвратившиеся в музыкальную жизнь Москвы.

Идейные вдохновители
Идейным вдохновителем, организатором и ведущим этнографических концертов в течение первых шести лет был известный московский фольклорист и исполнитель русских народных песен В. М. Щуров. Как вспоминает он сам, инициатива приглашения лучших сельских певцов, знатоков старинных песен в Москву была вызвана желанием сохранить их искусство в высококачественных звукозаписях.3 Финансирование концертов взяла на себя Фольклорная комиссия Союза композиторов Российской Федерации, руководимая в те годы Л. Н. Лебединским.

Первые этнографические концерты
Первые концерты были целиком посвящены русским песенным традициям, что представляется закономерным, поскольку вокальное начало, безусловно, доминирует в русской народной музыкальной культуре. Составляя программы концертов, В. М. Щуров руководствовался прежде всего эстетическими критериями, стремясь представить публике наиболее совершенные в художественном отношении образцы русского песенного фольклора. Последовательность звучавших произведений определялась принципом контраста. Все участники несколько раз выходили на сцену. Ансамблевое пение сменялось сольным, женское — мужским, статичное исполнение протяжных песен чередовалось с хороводами и плясками, плачи — с шуточными песнями или частушками и т. д.

Развитие концертной деятельности
В течение шести лет было организовано более 15 концертов, в которых московская публика открыла для себя выдающихся народных исполнителей. Кроме уже перечисленных, назовем мастеров донской казачьей традиции И. И. Ржавскова, А. В. Юдина и В. И. Чепунова из станицы Распопинской, Серафимовичского района, Волгоградской области, С. Д. Солнышкина, Н. М. Берникову, И. В. Лядова и П. Е. Матушкина из хутора Ветютнева, Фроловского района, Волгоградской области; курских музыкантов — скрипача Н. Д. Ярошенко, жалеечника М. Е. Крюкова, исполнительниц на флейтах Пана — кугиклах А. Д. Пронякину и А. Ф. Кошелеву, которые вместе с группой певиц представили традицию своего родного села Плёхово, Суджанского района, Курской области; смоленских скрипачей Г. Н. Бабынина и С. Д. Новикова; поволжский коллектив из села Николаевка, Мензелин-ского района, Татарской АССР и многих других.

Составление программы концерта
Программы составлялись Е. В. Гиппиусом накануне концертов и часто не совпадали с рекомендациями фольклористов, открывших эти стихийные ансамбли в своих экспедициях. Определяя порядок выхода коллективов на сцену, Гиппиус руководствовался принципом подобия (а не контраста, как Щуров). Слушатель должен был услышать сходство и преемственность музыкальных форм, почувствовать взаимосвязи локальных фольклорных традиций.

Классическое построение этнографического концерта
В качестве примера приведем программу этнографического концерта, посвященного 60-летию Октября, который состоялся 25 ноября 1977 года. Последовательность выступлений коллективов-участников отражала движение по территории России от более архаичных традиций Восточного Полесья (село Андрейко-вичи, Погарского района, Брянской области) к верхнеокским (село Лелюхино, Арсеньевского района, Тульской области) и сред-неокским (село Отрада, Путятинского района, Рязанской области), на Русский Север (село Кеврола, Пинежского района, Архангельской области). Русская часть программы завершилась выступлением певческой группы из села Нижняя Покровка, Красногвардейского района, Белгородской области, познакомившей зрителей с фольклорной традицией междуречья Оскола и Дона.

Постановочность
Несмотря на то что любые следы постановочности тщательно изымались из концертных программ, законы сценического представления брали свое, благодаря чему концерты становились не только научными мероприятиями, но и ярким зрелищем. Наиболее артистичные исполнители нередко «работали на публику», мгновенно оценивая ее реакцию на те или иные произведения. Показ фрагментов свадебного ритуала, святочных гаданий, игровых хороводов, как правило, превращался в театральные импровизации с участием публики. Кроме того, многие коллективы, особенно приезжавшие с Кубани, настаивали на разыгрывании песенных сюжетов и даже выстраивали на сцене «декорации»: ставили плетни с насаженными на них глечиками, развешивали рушники, выносили на сцену столы и раскладывали на них пироги, которыми потом угощали публику ко всеобщему удовольствию.

Задачи концертного выступления
Главной задачей являлась подготовка к восприятию услышанного как к целостному фрагменту культуры, передающему народное мировоззрение. Все исполнители приглашались на сцену, где сидели в течение концерта, образуя красочную дугу, которая замыкалась в круг, охватывая весь зрительный зал. Таким образом преодолевалась граница, разделяющая исполнителей и слушателей, зрелище делалось более объемным и чем-то напоминало традиционную форму сельского досуга — вечеринку, игрище.

Древние мотивы
Будучи еще совсем молодым человеком (1965 года рождения), М. Басяков хранит в своей памяти несколько сотен старинных песен, множество преданий, поверий, сведений о быте белорусских крестьян, обычаях и ритуалах. Обладая острой природной наблюдательностью и способностью к самоанализу, певец осознанно стремится сохранить фольклорную традицию, продолжателем которой является. Михась исполнил весеннюю закличку, приуроченную к первому выгону волов на Сретение, две мужские «восенские» баллады, рекрутскую лирическую песню, несколько колядок и редчайшую жатвенную песню-заклинание, которой жнеи отгоняли грозовую тучу («Пярун, Пяруне, поможи нам Боже»).

Киевский фольклорный ансамбль «Дрэво»
Сфера профессиональных интересов участников киевского фольклорного ансамбля «Дрэво» определила его репертуар, основу которого составляют песни Восточного Полесья (Черниговщины), Полтавщины и земель польско-украинского пограничья. Осваивая преимущественно вокальные традиции, участники «Дрэва» уделяют немало внимания народной хореографии и инструментальному исполнительству. Достойно завершив программу, украинский ансамбль еще раз доказал свое право выступать вместе с народными музыкантами — хранителями, фольклорных традиций.

Фольклор старообрядцев
Как известно, терские (гребенские) казаки в основном были — а многие и сейчас остаются — старообрядцами. В наибольшей степени это относится к казакам, проживающим (или проживавшим) на территории Чечни. Ставропольские же терские казачьи станицы, одной из которых является Старопавловская, образованы сравнительно поздно (примерно полтора столетия назад), и их жители принадлежат к господствующей православной церкви. Однако соседство со старообрядцами, тесные связи с их культурой не могли не оказать влияния на местную музыкально-фольклорную традицию. В программе концерта это проявилось самым неожиданным образом. Объединяющим компонентом явились господство монодического музыкального мышления в репертуаре всех участников концерта и, как следствие, — особая выразительность и гибкость мелодий.

Неожиданное открытие
Коллектив, прибывший в Москву из села Юнда, Балезинского района, Республики Удмуртия, стал подлинным открытием всего цикла музыкально-этнографических концертов. Этот ансамбль познакомил публику с песенной культурой бесермян — малочисленного народа, проживающего на севере Удмуртии, представителей которого многие исследователи считают прямыми потомками волжских булгар.

Динамика фольклорных традиций
В последнее десятилетие этномузыковеды стали обращать все более пристальное внимание на динамику фольклорных традиций, процессы, происходящие в них и в наши дни. Именно этой проблеме был посвящен концерт «Встреча через четверть века», состоявшийся 21 мая 2000 года. На этот раз в Москву были приглашены этнографические ансамбли из тех сел, традиции которых ранее (20—25 лет назад) уже были представлены в концертах Фольклорной комиссии. Какой оказалась судьба этих очагов традиционной культуры, какие изменения произошли в них за четверть века, что оказалось безвозвратно забытым, а что доказало свою жизнеспособность в современной культурной ситуации, было подхвачено молодым поколением сельских музыкантов? Подверглись ли изменениям местная жанровая система, тембр и манера исполнения, многоголосная фактура? Вместе с публикой попробовать найти ответы на эти вопросы — такую задачу ставили перед собой организаторы майского концерта.

Экспедиционные открытия
Масштабное выступление коллектива из села Большебыково, Красногвардейского района, Белгородской области оставило неизгладимое впечатление в сердцах москвичей. Песни большебыковцев, несколько раз выступавших в Москве (в 1975, 1979, 1990 годах), были выпущены на виниловых дисках, а часть их вошла в CD «Там летел павлин», изданный В. М. Щуровым в Нидерландах. Они составили репертуарную основу множества любительских и профессиональных ансамблей, были включены в учебные программы факультетов по подготовке дирижеров народных хоров всех российских вузов.

Выступление О.В.Трушиной
Украшением концерта стало незапланированное участие в нем знаменитой смоленской певицы О. В. Трушиной из деревни Нетризово, Кардымовского района, представляющей сольную женскую традицию Смоленского Поднепровья. В ее репертуаре — несколько сотен лирических и обрядовых песен, множество поминальных стихов. Это был один из последних приездов замечательной исполнительницы в Москву, и ее выступление надолго останется в памяти всех, кто пришел в тот день в Московский Дом композиторов.

Завершение цикла концертов
Последний концерт цикла (29 декабря) носил название «Фольклорная традиция: взгляд в будущее». Его главными темами стали преемственность народных традиций, а также их существование в условиях современного города. Программу открыли музыканты, проживающие в Москве уже много лет, но родившиеся и проведшие детство и юность в областях южной России: Липецкой, Тамбовской, Рязанской. Как и многие сельские жители, переселившиеся в столицу в 1950-е—1960-е годы, они не забыли старинных песен, танцев и инструментальных наигрышей своей родины. Уже в течение десятилетий они постоянно собираются на «пятачках» в московских парках, где устраиваются настоящие соревнования гармонистов, балалаечников, частушечников, плясунов.

Результаты проведения цикла фольклорных концертов
Главной особенностью фольклорных концертов, безусловно, стало участие в них большого количества молодых сельских и городских исполнителей. Организаторы намеренно проводили этот принцип, привлекая внимание городской творческой интеллигенции к новому явлению современной отечественной культуры: сельскому фольклоризму. Осознанное желание молодых жителей российских деревень сохранить в быту и представить на сцене свои традиции, наблюдаемое в последние годы во многих регионах России, дает возможность смотреть в будущее с некоторой долей оптимизма.

Days of space & Music
Издавна популярная музыка служила одной из главных развлекательных практик человечества, рок-музыка же стала важнейшим — можно сказать, знаковым — развлечением второй половины XX века. Однако на пути ее развития случались периоды, на протяжении которых развлекательная функция рок-музыки отходила на второй план или, точнее, развлечение становилось формой социального протеста, способом познания окружающей действительности, актом самоидентификации с той или иной субкультурой или просто кредо, стилем жизни.

Рок-фестивали
Одним из подобных проявлений активности, как служащих популяризаторским целям, так и являющихся формой проведения досуга, стали многочисленные рок-фестивали. Собственно, «рок-фестиваль» — название условное: многочисленные Ве-1n'ы, такие как Be-In в Центральном парке Нью-Йорка 26 марта, собравший 10 000 человек, знаменитые Be-In 14 января и праздник Летнего солнцестояния 21 июня 1968 года в Парке Золотых Ворот, не менее знаменитый Вудсток и многочисленные хеппи-нинги в калифорнийских клубах, таких как «Filmore West», «Family Dog on the Great Highway» или «Avalon Ballroom», отличались по сути только масштабами.

«Love-in»
Рок-братство Лос-Анджелеса решило, что такую демонстрацию хипповской солидарности можно достичь, спланировав «Love-in» в одном из их собственных парков, и для этого свои усилия скоординировали Дж. Карпентер из Лос-Анджелесского Оракула Диксон, владелец Дуг Вестона, и П. Бергман с радио Free Oz. В приглашени на Love-In объяснялось, что «множество племен пройдет в форме процессии. Во всех этих приглашениях были просьбы взять с собой цветы, пищу, барабаны, колокольчики, тарелки, благовония, бубны, любовь, краски и своих друзей».

Прибыльность фестивальной деятельности
В конце 60-х прошлого века в Америке прошло около тридцати фестивалей при участии более чем двух с половиной миллионов людей. Идея проведения рок-фестивалей витала в воздухе. Newport Pop Festival привлек 100 000 рок-фэнов Южной Калифорнии и столько же собрал Miami Pop Festival в декабре. Фестивали планировались тем же летом в Денвере, Атланте, Атлантик-Сити и где-то еще. На протяжении так и не состоявшегося фестиваля «Wild West» «планировалось „захватить" 8 главных площадок и множество вспомогательных, рас-тусованных по всему парку. Три вечера концертов в Kezar Stadium должны были обеспечить получение 150 000$ для продолжения безумств в парке на протяжении всего фестиваля.