Неожиданное открытие
Коллектив, прибывший в Москву из села Юнда, Балезинского района, Республики Удмуртия, стал подлинным открытием всего цикла музыкально-этнографических концертов. Этот ансамбль познакомил публику с песенной культурой бесермян — малочисленного народа, проживающего на севере Удмуртии, представителей которого многие исследователи считают прямыми потомками волжских булгар.
Для этой национальной традиции, впервые представленной на московской концертной эстраде, характерно сочетание финно-угорских и тюркских черт, что нашло свое отражение и в традиционной одежде исполнителей. Ярко своеобразна жанровая система музыкального фольклора бесермян. Наибольшее внимание слушателей привлекли песни-вокализы — «крезь», распеваемые на асемантические слоги и при-певные слова. «Крезь» поныне остаются живым жанром местной песенной культуры; наряду со свадебными и календарно-обрядо-выми, певицы продемонстрировали «крезь», созданные ими специально в связи с предстоящей поездкой в Москву.
Первое отделение концерта завершил мокша-мордовский молодежный ансамбль из села Сузгарье, Рузаевского района, Республики Мордовия. Он представил современную вокальную традицию, включающую по преимуществу песни позднего слоя. Для них характерно пение с «подводкой» — многоголосная фактура гармонического склада, которая широко встречается и у русских. Несомненным достоинством ансамбля является владение специфически местным тембром громкого пения в глубоком грудном регистре, по которому всегда можно безошибочно узнать мордовские этнографические коллективы. Наряду с образцами современной песенной лирики молодые мокшанские певицы включили в программу своего выступления старинную свадебную песню, распетую в ином стиле, свойственном архаическим песенным жанрам.
Молодежная линия концерта была продолжена ансамблем «Уяв» (г. Чебоксары), познакомившим зрителей с фрагментами обрядовой культуры низовых и средненизовых чувашей. Участники этого коллектива — молодые носители сельских традиций, в настоящее время проживающие и обучающиеся в Чебоксарах. Ансамбль сложился и существует благодаря энтузиазму местной фольклористки 3. А. Козловой, а также научному руководству крупнейшего чувашского этномузыколога М. Г. Кондратьева. Коллективу удалось достичь чрезвычайно редкого и ценного сочетания строгой этнографической достоверности, мощного темперамента и завораживающей зрелищности. «Уяв» представил московской публике фрагменты традиционной свадьбы средненизовых чувашей и гостевого обряда, совершаемого во время осенней варки пива.
Затем выступила группа музыкантов, приехавших из нескольких аулов Республики Адыгея. Они продемонстрировали различные стили игры на музыкальных инструментах адыгов — одного из коренных народов Северного Кавказа. Особенно интересным было выступление молодых музыкантов Заура Нагоева и Хазрета Чича, блестяще владеющих многими адыгскими инструментами. Они с детства обучались у знаменитого народного исполнителя Замудина Гучева. Более того, каждый из них является еще и мастером-изготовителем старинных инструментов: адыгской скрипки — «шычапщына» и мужской продольной флейты — «камыля».
Заключительная часть программы включала старинные осетинские танцы в исполнении самодеятельного хореографического коллектива «Фарн» (г. Цхинвали).